Рано или поздно каждый из нас начинает задумываться о смысле жизни. Зачем я живу? С какой миссией пришёл на эту землю? В чём моё предназначение? Ученые древности для описания предназначения живых и неживых предметов в мире разработали философскую категорию «сущность», которая позволяет дать ответ на вопрос, для чего «это существует в природе». В полной мере сказанное относится и к сущности человека.
“
Ваша сущность есть то, чем вы являетесь в силу самой вашей природы. Это те ваши свойства, которые вы не можете потерять, не перестав быть самими собой
— Аристотель, IV век до нашей эры
Смысл жизни каждого отдельного человека закладывается уже его собственной природой. Что же есть «природа человека»? Само слово уже подсказывает нам – это то, что содержится в нас «при родах», в момент рождения. Вселенная вдыхает в нас жизнь и посылает нас на землю с определенной миссией. И чтобы мы максимально соответствовали этой миссии, она создает нас в соответствии с заданным предназначением — строение тела, характер мышления, настройка органов чувств, соотношение физических и духовных сил, врожденные способности и таланты. Всё это — наш личный жизненный арсенал, который «вшит» в нас с рождения, и он неизменяем. Если хотите, это наша «базовая комплектация».
Всё остальное, чему мы учимся в процессе взросления и развития, является уже приобретёнными умениями. Они либо помогают выполнить нашу жизненную миссию, и тогда усиливают природный потенциал, либо, напротив, мешают нам. Как разобраться и понять, что нам необходимо в жизни, а где мы делаем неверный шаг на пути к своей миссии? Для этого нужно знать свою собственную природу, восстановить свой «базовый образ». Вернувшись в начальную точку нашей линии жизни, мы сможем увидеть её конечный пункт – главную цель, ради которой мы пришли в этот мир.
Эниостиль, вобравший в себя лучшие достижения учений о сущности человека, позволяет с большой точностью распознать базовую природу личности. В ходе многолетнего изучения отечественных и зарубежных психологических и философских концепций, основатели эниостиля Тамара и Анатолий Панченко обобщили более ста параметров, описывающих человеческую натуру. В итоге они выделили семь наиболее удачных критериев, с помощью которых определяется природный, «базовый психотип» человека:
тип телесной защиты (по А. Лоуэну)
доминирующая чакра (по традициям восточной философии)
ведущая модальность (по традициям НЛП)
преобладающий тип мышления (по К.Юнгу)
эго-состояние (по Э. Берну)
поведение в стрессе (по В. Сатир)
стиль и образ жизни (по С. Деллингер)
Именно эти критерии типа видны уже в раннем возрасте. В отличие от других характеристик личности, они легко обнаруживаются при внимательном наблюдении за человеком и количественно измеряются. Поэтому практически к нулю сводится субъективная окраска оценки типа.
Даже если в течение жизни мы искусственно меняем себя, наслаивая на свой базовый тип несвойственные нам черты, природные критерии остаются и живут в нас всегда. В те минуты, когда мы остаемся наедине с собой, и нас ничто не заставляет надевать маски и вести себя так, как требует окружение, наше поведение и наше внутреннее состояние чаще всего соответствуют именно природным критериям базового типа.
Вспомните, когда Вы были по-настоящему счастливы? Наверняка, это были те мгновения, когда Вы находились в полной гармонии с самим собой. Когда Ваши мысли, действия и то, что Вас окружает в наибольшей степени соответствовало Вашей природной сущности. Всякий человек стремится к счастью. А счастье, если верить традициям эниостиля, это и есть – Быть Самим Собой. Жить в своём природном типе, которым наделила нас Вселенная в момент рождения.
Кто мы по своей природе? Этот вопрос продиктован не просто любопытством, какими были раньше и есть сейчас. Это вопрос о нашей «сущности», о смысле жизни, о цели нашего существования в этом мире.
“
Человек рождается совершенным в своем эниостиле. С годами он приобретает новые «эниостильные одежды», примеряя на себя разные типы. Но к концу своих лет он неизменно возвращается к себе – к своему родному, базовому типу