Григорий Емцов, 2018
Кто мы по своей природе
Авторская статья
Рано или поздно каждый из нас начинает задумываться о смысле жизни. Зачем я живу? С какой миссией пришёл на эту землю? В чём моё предназначение? Ученые древности для описания предназначения живых и неживых предметов в мире разработали философскую категорию «сущность», которая позволяет дать ответ на вопрос, для чего «это существует в природе». В полной мере сказанное относится и к сущности человека.

Ваша сущность есть то, чем вы являетесь в силу самой вашей природы. Это те ваши свойства, которые вы не можете потерять, не перестав быть самими собой
Аристотель, IV век до нашей эры
Смысл жизни каждого отдельного человека закладывается уже его собственной природой. Что же есть «природа человека»? Само слово уже подсказывает нам – это то, что содержится в нас «при родах», в момент рождения. Вселенная вдыхает в нас жизнь и посылает нас на землю с определенной миссией. И чтобы мы максимально соответствовали этой миссии, она создает нас в соответствии с заданным предназначением — строение тела, характер мышления, настройка органов чувств, соотношение физических и духовных сил, врожденные способности и таланты. Всё это — наш личный жизненный арсенал, который «вшит» в нас с рождения, и он неизменяем. Если хотите, это наша «базовая комплектация».
Всё остальное, чему мы учимся в процессе взросления и развития, является уже приобретёнными умениями. Они либо помогают выполнить нашу жизненную миссию, и тогда усиливают природный потенциал, либо, напротив, мешают нам. Как разобраться и понять, что нам необходимо в жизни, а где мы делаем неверный шаг на пути к своей миссии? Для этого нужно знать свою собственную природу, восстановить свой «базовый образ». Вернувшись в начальную точку нашей линии жизни, мы сможем увидеть её конечный пункт – главную цель, ради которой мы пришли в этот мир.
Эниостиль, вобравший в себя лучшие достижения учений о сущности человека, позволяет с большой точностью распознать базовую природу личности. В ходе многолетнего изучения отечественных и зарубежных психологических и философских концепций, основатели эниостиля Тамара и Анатолий Панченко обобщили более ста параметров, описывающих человеческую натуру. В итоге они выделили семь наиболее удачных критериев, с помощью которых определяется природный, «базовый психотип» человека:
тип телесной защиты (по А. Лоуэну)

доминирующая чакра (по традициям восточной философии)

ведущая модальность (по традициям НЛП)

преобладающий тип мышления (по К.Юнгу)

эго-состояние (по Э. Берну)

поведение в стрессе (по В. Сатир)

стиль и образ жизни (по С. Деллингер)

Именно эти критерии типа видны уже в раннем возрасте. В отличие от других характеристик личности, они легко обнаруживаются при внимательном наблюдении за человеком и количественно измеряются. Поэтому практически к нулю сводится субъективная окраска оценки типа.

Даже если в течение жизни мы искусственно меняем себя, наслаивая на свой базовый тип несвойственные нам черты, природные критерии остаются и живут в нас всегда. В те минуты, когда мы остаемся наедине с собой, и нас ничто не заставляет надевать маски и вести себя так, как требует окружение, наше поведение и наше внутреннее состояние чаще всего соответствуют именно природным критериям базового типа.

Вспомните, когда Вы были по-настоящему счастливы? Наверняка, это были те мгновения, когда Вы находились в полной гармонии с самим собой. Когда Ваши мысли, действия и то, что Вас окружает в наибольшей степени соответствовало Вашей природной сущности. Всякий человек стремится к счастью. А счастье, если верить традициям эниостиля, это и есть – Быть Самим Собой. Жить в своём природном типе, которым наделила нас Вселенная в момент рождения.

Кто мы по своей природе? Этот вопрос продиктован не просто любопытством, какими были раньше и есть сейчас. Это вопрос о нашей «сущности», о смысле жизни, о цели нашего существования в этом мире.
Человек рождается совершенным в своем эниостиле. С годами он приобретает новые «эниостильные одежды», примеряя на себя разные типы. Но к концу своих лет он неизменно возвращается к себе – к своему родному, базовому типу
Анатолий Панченко